Посещение академии Jaguar Land Rover (день второй)

Ну, что, сегодня есть чем с Вами поделиться.

Очень полезная информация была получена сегодня. Если Вы практикуете самодиагностику, то уж точно не мешает ознакомиться. Весь материал я переделал с учетом специфики Volvo.

Итак, расскажу об аккумуляторах Volvo поехали:

Начнем с маркировки аккумулятора

Рабочие характеристики автомобильного аккумулятора обычно выражаются следующим образом:

  • Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала, ССА.
  • Резервная емкость, RC.
  • Емкость, C20 (в некоторых случаях)- при 20 часовом цикле разряде)

Наклейки аккумуляторов Volvo

На иллюстрациях приводится пример того, как могут выглядеть наклейки аккумуляторов.

Европейская наклейка

 

 1

 

1.    Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала, CCA, согласно норме SAE (520 A)

2.    PN Volvo (9472329)

3.    Резервная емкость, RC, согласно норме SAE (95 мин.)

4.    Номинальное напряжение на выводах аккумулятора (12 В)*.

 

Дата месяц и год выпуска АКБ выбиваются на клемме минус

 

* 12 В является номинальным напряжением на выводах. Это означает, что напряжение покоя аккумулятора составляет 12,72 В, когда он полностью заряжен. Обратите внимание на то, что аккумулятор с напряжением покоя 12 В заряжен только на приблизительно 35% емкости.  

Рекомендуемая зарядная сила тока

В таблицах ниже показаны величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала согласно нормам SAE (стандарт международный \ американский) и DIN (стандарт немецкий), а также соответствующая емкость и рекомендуемый зарядный ток.

 

Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала согласно норме SAE и соответствующая емкость и рекомендуемый постоянный зарядный ток
Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала (ССА) согласно SAE

Емкость (С20)

приблизительно

Рекомендуемый постоянный зарядный ток
420 А 45 А ч 4 А
440 А 50 А ч 4 А
520 А 50-60 А ч 5 А
600 А 65-70 А ч 6 А
680 А 90 А ч 7 А

Ток зарядки по SAE:    Iзар=ССA/100 (А)

 

Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала согласно норме DIN и соответствующая емкость и рекомендуемый постоянный зарядный ток
Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала согласно DIN

Емкость

(С20)

Рекомендуемый постоянный зарядный ток
250 А 45 А ч 4 А
310 А 63 А ч 5 А
420 А 72 А ч 7 А
590 А 90 А ч 9 А

Ток зарядки по DIN:   Iзар=С20/10 (A)

А теперь, представлю основные понятия

SAE

Промышленная норма. SAE — это сокращение от «Society of Automotive Engineers«(объединение автомобильных инженеров).

DIN

Промышленная норма. Сокращение от Deutsche IndustrieNorm (немецкий индустриальный стандарт).

Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала ССА

Сокращение для величин силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала. Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала аккумулятора выражается при помощи значения CCA. На аккумуляторах Volvo обычно указывается значение CCA согласно норме SAE. Величины силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала согласно норме SAE определяются как сила тока, которую полностью заряженный аккумулятор может обеспечивать при температуре минус -17,8ºC (0ºF) в течение 30 секунд без того, чтобы напряжение упало ниже 7,2 В. Чем выше значение величин силы тока при холодном проворачивании коленчатого вала, тем лучше стартовая емкость аккумулятора. В некоторых странах аккумуляторы маркируются согласно норме DIN. Минимальное напряжение 7,2В необходимо для работы удерживающей обмотки втягивающего реле- требование международного стандарта.

Емкость С20

Емкость — это способность полностью заряженного аккумулятора обеспечивать постоянный ток в течение определенного времени и она приводится в ампер-часах (А ч). Время, затраченное на разрядку, зависит от предполагаемого использования аккумулятора. Аккумуляторы запуска обычно имеют 20-часовую емкость (С20). Под этим подразумевается количество электрического тока, которое аккумулятор может обеспечить в течение 20 часов при окружающей температуре +25ºC (+77ºF) при полюсном напряжении не ниже 10,5 В (те. напряжение после 20 час разрядки).

Пример: Аккумулятор с приведенной емкостью 70 А ч должен быть способен обеспечивать током максимум в 3,5 A (3,5 A x 20 ч = 70 A ч) в течение 20 часов.

Резервная емкость RC

Резервная емкость RC, измеряется в минутах и, согласно норме SAE есть продолжительность времени, в течение которого напряжение полностью заряженного аккумулятора при 25 А уменьшается до 10,5 В при температуре +25ºC (+77ºF). Резервная емкость является промежутком времени, в течение которого аккумулятор способен обеспечивать необходимые компоненты током, когда генератор (GEN) в автомобиле не работает. На аккумуляторах Volvo указывается значение RC согласно норме SAE.

Напряжение 10,5В это минимальное (порог)  напряжение при котором гарантируется работоспособность электронных блоков управления в автомобиле- международный стандарт.

Из определения резервной емкости следует, что электрическая мощность автомобильной АКБ должна быть не ниже примерно 25А Х 10,5В= 260 Вт

 

Ампер-часы (А ч)

Единица измерения способности аккумулятора запасать электроэнергию или емкости. Емкость получается при умножении силы выходящего тока в амперах на время разрядки в часах. Ампер-часы сокращенно пишутся А ч.

Пример:

Аккумулятор, который выдает 3 ампера в течение 20 часов, обеспечивает 3 A x 20 ч = 60 A ч.

Цикл

Цикл в аккумуляторе состоит из фазы разрядки и фазы зарядки.

Коррозия

Разрушительная химическая реакция, когда металл разлагается в агрессивной химической среде. Серная кислота, например, является агрессивной по отношению к железу. Железо разлагается и окисляется. Клемма аккумулятора легко окисляется, если не производится правильное обслуживание.

Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание происходит тогда, когда ток проходит напрямую через тот участок, на котором сопротивление ниже, и не идет по предназначенной цепи. Короткое замыкание, например, может быть вызвано частицами, отделяющимися от пластин в ячейках. С течением времени эти отложения могут стать настолько большими, что проводящее соединение образуется между двумя пластинами, так что ток может проходить между этими двумя пластинами. Короткое замыкание в ячейке может полностью разрядить аккумулятор и сделать аккумулятор бесполезным.

 

Саморазрядка

В аккумуляторе, который не используется, с течением времени происходит саморазрядка. Это явление известно как саморазрядка, и оно происходит быстрее в условиях жаркого климата. Необходимо выполнять обслуживание аккумулятора, заряжая его через равные промежутки времени, чтобы избежать чрезмерной разрядки.

Сульфатация

Сульфатация происходит в тех случаях, когда в определенных обстоятельствах крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца образуются на пластинах, когда аккумулятор разряжается. Это снижает емкость аккумулятора. Заметьте, что образование небольших растворимых кристаллов сульфата свинца во время разрядки является нормальным.

Во время разрядки пластины всегда расширяются. Если разрядка очень медленная, расширение может быть настолько велико, что пластины деформируются или трескаются. Такое повреждение является непоправимым, и аккумулятор должен быть выброшен. Это является чрезмерной формой сульфатации. Чем дольше происходит процесс сульфатации, тем труднее сохранить аккумулятор.

Сульфатация является результатом того, что аккумулятор оставался при низком уровне зарядки в течение длительного периода времени, или того, что аккумулятор был несколько раз недостаточно заряжен. Регулярная зарядка аккумулятора предотвратит сульфатацию.

Потребление тока покоя

Ток покоя является током, используемым автомобилем, когда ключ вынут (например, ток для часов, противоугонной сигнализации и запирания при помощи дистанционного управления). Верхний предел тока покоя для автомобилей не более 35мА- дежурное потребление бортовой охранной сигнализации \ системы.

Поверхностный заряд

В аккумуляторе, который недавно был заряжен, концентрация серной кислоты на пластинах выше, чем в электролите. Это потому, что для серной кислоты, образовавшейся на пластинах во время зарядки, было недостаточно времени для того, чтобы разойтись в оставшийся электролит. Если напряжение покоя аккумулятора измерить сразу после зарядки, будет получено более высокое значение, давая неправильное показание состояния зарядки аккумулятора. Это называется поверхностным зарядом. Если аккумулятор не подвергается нагрузке в течение некоторого времени, концентрация серной кислоты выровняется. Поэтому важно оставлять аккумулятор без нагрузки не менее, чем на 2 часа перед измерением напряжения покоя аккумулятора, давая время концентрации серной кислоты выровняться в электролите. В таком случае измеренное напряжение является хорошим признаком состояния зарядки аккумулятора.

А теперь разберемся, почему же гибнет аккумулятор

Следующие факторы могут укоротить срок эксплуатации аккумулятора:

  • Высокие температуры
  • Цикличность
  • Низкий уровень электролита
  • Сильная разрядка
  • Неправильная зарядка
  • Сульфатация
  • Коррозия
  • Вибрации

Для поддержания наилучшего срока эксплуатации и емкости, аккумулятор следует обслуживать и заряжать согласно рекомендациям Volvo.

Высокие температуры

Высокая окружающая температура ускоряет химические процессы в аккумуляторе во время зарядки и разрядки. При каждом увеличении температуры на 10ºC (18ºF) скорость реакции в процессах удваивается. Опасность коррозии, саморазрядки и сульфатации увеличивается при высокой температуре, а срок эксплуатации аккумулятора уменьшается. Срок эксплуатации аккумулятора увеличивается при холодной температуре.

Цикличность

Под цикличностью подразумеваются все процессы разрядки и зарядки в аккумуляторе. Аккумулятор всегда работает в циклическом режиме. Разрядка, или цикличность, может иметь различную степень глубины. Более сильная разрядка наносит большее повреждение, чем разрядка меньшей величины. Каждая разрядка приводит к созданию нагрузки на пластины, которые ухудшаются соответствующим образом. Каждый случай цикличности делает материал в пластинах более хрупким и в конечном итоге некоторая часть этого материала отделится от пластин. Цикличность приводит к снижению емкости. Свинцовый аккумулятор не может работать в циклическом режиме бесконечно. Для того, чтобы поддерживать как можно более длительный срок эксплуатации, следует избегать сильных разрядок.

Низкий уровень электролита

Уровень электролита в аккумуляторе следует проверять регулярно. Вода в электролите потребляется при образовании газа и испарении. Аккумуляторы имеют различную степень испарения воды. Это зависит от устройства и окружающей температуры. Вода испаряется быстрее в жарких климатических условиях.

Если уровень электролита слишком низкий, аккумулятор может подвергнуться коррозии и емкость аккумулятора может уменьшиться. Коррозия может появиться в соединениях между ячейками. Следствием этого может быть разрыв цепи в соединении, что не позволит аккумулятору обеспечивать ток.

Емкость аккумулятора уменьшается, если уровень электролита настолько низкий, что часть поверхности пластин не погружена в электролит. Такие поверхности не могут способствовать химическим процессам, которые происходят во время зарядки и разрядки.

Внимание! Проверяйте уровень электролита регулярно и доливайте дистиллированную или деионизированную воду до указанной максимальной отметки. Никогда не используйте водопроводную воду!

Сильная разрядка

Плотность кислоты в сильно разряженном аккумуляторе очень низкая (почти вся серная кислота израсходована и остается почти чистая вода. Существует высокая вероятность того, что аккумулятор будет непоправимо поврежден замерзанием при относительно умеренных температурах.

В таблице показана точка замерзания электролита по отношению к степени зарядки аккумулятора.

 

Точка замерзания аккумулятора по отношению к степени зарядки
Степень зарядки Точка замерзания
100 % приблизительно -70°C (-94ºF)
40 % приблизительно -25°C (-13ºF)
10 % приблизительно -10°C (+14ºF)

 

В сильно разряженном аккумуляторе может также произойти гидрирование.

Гидрирование

Если разрядка очень сильная, в конечном итоге вся серная кислота будет израсходована и только вода останется в электролите.

Так как сульфат свинца лучше растворяется в воде, чем в серной кислоте, часть сульфата свинца, содержащегося в пластинах, растворится в воде. При зарядке аккумулятора сульфат свинца выпадет на отрицательные пластины и сепараторы. А также сульфат свинца собирается маленькими участками на поверхности. Это может вызвать короткие замыкания. Это называется гидрированием.

В современных аккумуляторах в электролит может быть добавлено небольшое количество сульфата натрия для предотвращения гидрирования.

Неправильная зарядка

Неправильная зарядка может нанести непоправимый вред аккумулятору. Неправильной зарядкой может быть, например зарядка при настолько высокой силе тока, что температура электролита увеличивается или образование газа становится слишком сильным.

Повышенная температура электролита

Если зарядка производится при чрезмерно высокой силе тока, температура электролита будет значительно увеличиваться по мере того, как аккумулятор начинает достигать полной зарядки. Чрезмерно высокая температура может повредить материалы в аккумуляторе и увеличить опасность возникновения короткого замыкания.

Интенсивное образование газа

Если образование газа во время зарядки является чрезмерно интенсивным, это может вызвать отделение некоторых частиц от активных материалов на пластинах. Пластины изнашиваются, уменьшая срок эксплуатации и емкость. Может произойти короткое замыкание, так как отделенные частицы падают на дно емкости ячейки или попадают на противоположную пластину.

Чтобы обеспечить оптимальные рабочие характеристики, всегда заряжайте аккумуляторы согласно инструкциям Volvo.

Сульфатация

Во время разрядки на пластинах образуется сульфат свинца. Обычно образуются небольшие кристаллы, которые затем вновь превращаются в свинец и диоксид свинца при зарядке аккумулятора.

В определенных обстоятельствах во время разрядки могут образоваться большие нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Эти кристаллы могут образовать изолирующий слой на пластинах. Это уменьшает полезную поверхность пластин, уменьшая контакт между активными материалами на пластинах и электролитом. В результате этого, емкость аккумулятора значительно уменьшается. Это называется сульфатацией и является результатом того, что аккумулятор оставался при низком уровне зарядки в течение длительного периода времени (более двух недель) или того, что аккумулятор был несколько раз недостаточно заряжен.

Во время разрядки пластины всегда немного расширяются. Если разрядка очень быстрая, расширение может быть настолько велико, что пластины деформируются или трескаются. Такое повреждение является непоправимым, и аккумулятор нельзя использовать снова. Если в аккумуляторе произошла чрезмерная сульфатация, восстановление аккумулятора может быть возможным путем медленной зарядки при очень низкой силе тока.

Регулярная зарядка во время техобслуживания предотвратит сульфатацию.

Коррозия

Аккумуляторы могут подвергаться действию коррозии при высоких температурах, особенно в странах с жарким климатом. При высоких температурах решетка в пластинах ячеек подвергается действию коррозии и становится пористой. Соединения между пластинами может также подвергаться действию коррозии. Результатом этого является снижение проводимости, а поэтому и емкости.

Вибрации

Аккумулятор подвергается вибрации, если автомобиль едет по неровной поверхности. Такие вибрации могут создавать нагрузку на внутренние соединения в аккумуляторе и блоки ячеек, в результате чего аккумулятор изнашивается и повреждается. Однако, это редко случается в современных автомобилях.

 

Мои рекомендации

Доверяйте АКБ профессионалам, не пытайтесь сами реанимировать — это может быть опасным для жизни! В нашем городе есть специализированные сервисные центры по аккумуляторам — там проведут полную проверку и обслуживание.

Более полная информация по АКБ будет находится в моей лаборатории Volvo: http://volvo-lab.ru

 

Ну вот, денек прошел, повторил необходимые мне в работе вещи и с Вами поделился.

Да, забыл, сегодня съездил в ВольвоКарс, но ни одного нового девяностика не встретил :(

VolvoCars Russia Москва, Химки бизнес парк

spacer